Речь пойдет о том, как арендовать яхту на Средиземном или другом море с капитаном. То, что по-английски называется skippered charter или crew charter — чартер яхты с капитаном/командой. Другие виды чартера имеют свои особенности и будут рассмотрены в другой статье.
Яхту можно заказать непосредственно у чартерного оператора, через иностранное агентство и через российское агентство. Только в последнем случае вы будете общаться на русском языке, во всех остальных потребуется знание как минимум английского. Цена будет одинаковой во всех трех вариантах, оператор платит комиссию агентству и крайне неохотно делится ей с прямыми клиентами. Опять же, русского капитана вы можете получить только при заказе через российское агентство.
Прежде всего выбираем место и время. Причем начать лучше с какого-то одного параметра. Рекомендую почитать раздел Акватории этого сайта, там есть описание районов плавания.
Например, если вы хотите поехать в сентябре и любите теплое море, то выбор будет широким, пожалуй кроме Хорватии, а вот в октябре останется только Италия, Греция и Турция. Или наоборот, вы можете заявить, что непременно желаете попасть во Францию. Но не любите толпы народа. Тогда сентябрь — ваш выбор. Или май, если не боитесь холодной, около 14-16 градусов, воды. Новичкам желательно выбирать спокойные районы с умеренными и слабыми ветрами. И желательно, чтобы было что посмотреть на берегу, если все же заштормит.
Срок чартера кратен неделе и начинается и заканчивается обычно в субботу. Нестандартный срок как правило стоит дороже и в сезон недоступен. За пару месяцев до поездки выбор существенно уменьшается, за месяц — остаются только спецпреждожения. Они связаны как правило с переходом в один конец — так называемыми one way. Причем в «неудобном» направлении. Сами понимаете, отказы бывают редко. Если яхту не берут, значит на то есть серьезные основания. Опять же с визой надо успеть. Но бывают и действительно интересные предложения, некоторые вообще только ими пользуются.
Далее — определяемся с количесвом людей. Бывает чартер отдельных кают, например на Трансатлантических маршрутах. Но в основном берется яхта целиком. Можно взять яхту и на двоих, и на одного, но разумными цены становятся в пересчете на четверых и более. Более десяти человек яхта редко берет на борт, даже большая. Прошу не путать с гулетами, там бывает и до 24 и более. Если компания большая, разумно взять две яхты — общения на стоянках хватит вполне.
Тут важно помнить несколько моментов. Чем больше яхта, тем как правило она быстрее и комфортнее. Чем меньше людей на борту, тем более камерную обстановку вы себе обеспечиваете. Для маленькой яхты проще найти место для стоянки, это в сезон актуально. На маленькой яхте острее ощущуения, вода ближе. Качка, кстати, примерно одинаковая, что на 30-футовой, что на 50. То есть она наверняка разная, но отличия не принципиальные. Для капитана требуется отдельная каюта. Это следует учитывать при выборе яхты.
На поиск подходящего варианта может уйти определенное время, бывает что и неделю длится переписка или перезвоны. Потому что требуется выбрать из большого числа чуть разных вариантов. Яхты все разные, многое зависит и от комплектации, и от года выпуска, и от оператора. У кого-то яхты в великовепном состоянии, а у кого-то уже через 3 года эксплуатации она становится как машина «джихад-такси».
Для того, чтобы закрепить за собой ту или иную яхту, требуется внести предоплату. Обычно это 30% — 50% от суммы фрахта. Остаток — за месяц до начала поездки. В случае отказа деньги как правило не возвращаются, это надо учитывать. Именно поэтому визу стараются оформить до оплаты всей суммы фрахта, лучше сразу после того как внесена предоплата. Основанием для оформления визы как раз и является подтверждение, что вы забронировали яхту, эта бумага равносильна брони отеля. Авиабилеты оформляют либо сразу же после внесения предоплаты, либо после получения визы. Потому что сезон, рейсы заполнены и обидно переплачивать за перелет.
Если яхту фрахтуете через российское агентство, попросите встречи с капитаном. А вдруг он вам не понравится как человек, будет возможность попросить подобрать другого. Но вообще-то большинство капитанов производят на клиентов положительные впечатления. Как на предварительной встрече, так и в процессе плавания. На этой встрече подробно расспросите, что брать с собой на яхту, про особенности района плавания и местные нравы.
Не забывайте, что при заселении на яхту вам необходимо будет внести депозит. Принимают его наличными или кредиткой, сумма составляет обычно от тысячи до трех тысяч евро. В некоторых случаях депозит можно заменить невозвращаемой страховкой, в сумме 300-500 евро. Обычный депозит вам вернут после поездки, если с яхтой ничего не произошло. Если что-то произошло по вине капитана, то оплачивает он. Если по вине экипажа, то экипаж. С кредиткой бывают накладки, чаще всего сумма остается замороженной еще какое-то время. Бывает, что возвращают быстро, а бывает, что и через пару месяцев.
Пожалуй, вот и все премудрости. Счастливого плавания и семь футов под килем!