Чем больше производители парусов и проектировщики рангоута приближаются к своей цели — создать близкую к идеальной модель паруса, действующую как твердая мембрана, тем больше матросам требуется совершенствовать свое мастерство, чтобы эффективно управлять такими парусами. Сейчас между такелажниками и проектировщиками парусов можно часто слышать разговоры о том, что для плавания на современных гоночных яхтах нужно «разгрузить» парусное вооружение, потому что достигнуты уже все пределы безопасной рабочей нагрузки. На практике это означает, что надо научиться разгружать грот до столкновения с большой волной, облегчать оттяжку гика при резких порывах ветра и всегда до того, как конец гика упрется в воду. При сильном ветре на полных курсах настройщик спинакера должен избегатьего перегрузки, сильных динамических рывков. Если при движении под спинакером яхта погружается носом в воду на волне, то риск разрыва паруса велик, спинакер, что называется «вываливается из шкаторин», т.к. в этой ситуации во всей системе он является наиболее слабым звеном. (На Онеге в 2000 году было несколько таких случаев).
Я, конечно, помню настройку парусов при хорошем бризе в открытом море во время гонок на Адмиральский Кубок, проходивших в 1996 году. Была ночь, когда мы, находясь на борту яхты ‘Arbitrator’, столкнулись с большими стоячими приливными волнами, идущими от мыса Сент-Олбанс Хед, и рулевой Грехем Бейли громко крикнул: «Ослабляй спинакер!» Около 10 футов шкота было немедленно стравлено с барабана лебедки, струи воды стекали с него. Пришлось выжимать воду из сильно нагруженного шкота Spectra, т. к. нос яхты погрузился в воду до переднего люка, и волна прокатилась назад по палубе до задней части рубки. Частично разгрузив парус в критический момент, мы спасли и парусное вооружение, и парус — другими словами, в данной ситуации не ослабить парусное вооружение, было равнозначно тому, что вести машину прямо на кирпичную стену.
Уже известно, что на яхтах с большими асимметричными спинакерами, такими как, например, Mumm 30 самым безопасным способом, чтобы ослабить парус, когда яхта попадает в брочинг, является потравить фал спинакера наполовину. Иначе яхта остановится, и будет стоять с опасным креном и перегруженным парусным вооружением, т. к. хлопающий на ветру спинакер опасно перегружает мачту.
После брочинга сразу сложно вновь вернуть яхту на прежний курс пока команда полностью не разгрузит парусное вооружение, ослабив все паруса.
Так что, не уделяя внимания эластичности парусного вооружения, выбрасывая старые паруса и тросы, удостоверьтесь, что оставшееся оборудование в состоянии выдержать возможную дополнительную нагрузку.