Отличия новых яхт из линейки Океанис

Прошло чуть больше года с момента обновления линейки Oceanis — самых распространенных круизных яхт крупнейшего французского производителя — Beneteau. Речь пойдет об общих идеях, реализованных в Океанисах: 41, 45 и 48.

Перед конструкторами была поставлена задача увеличения обитаемости как снаружи, так внутри, при сохранении или улучшении ходовых качеств.

В основу конструкции легли две главные идеи.

Идея первая — сместить мачту назад
Последние двадцать лет яхтенные конструкторы последовательно сдвигали мачту вперед, чтобы увеличить кокпит и пространство в салоне. Результат: гик стал совсем коротким, а перекрытие переднего треугольника выросло до 120-135%.

У новых Океанисов мачта смещена назад и парусность распределена между гротом и стакселем поровну. Это стало возможно благодаря арке над входом в кают-компанию.

Результат: меньше перекрытие — проще выполнять оверштаги. Конструкторы не стали уменьшать перекрытие до 85% и ставить погон для автоматического стакселя, так как это ухудшило бы ходовые качества яхты. Достаточно и того, что 105% стаксель позволяет разместить вант-путенсы по бортам (а это упрощает и удешевляет конструкцию). Грот увеличился в размерах, но управлять им по-прежнему удобно, так как гика-шкот приходит с арки почти на его нок. Что мы еще получаем? Возможность балансировать яхту парусами, добиваясь минимального привода.

Яхта отнюдь не перегружена парусами, и поэтому для слабых ветров производитель рекомендует Код 0 на закрутке. Он рассчитан на угол ветра от 65 до 120 градусов к курсу.

Арка, судя по всему, является главной отправной точной, вокруг которой конструировались новые Океанисы: она позволила также сделать трап в салон положе, чем обычно: 45° вместо 60°. Погон гика-шкота на крыше рубки мало кто использовал, причем даже не из-за лени, а из-за неудобства. Вам требовалось потравить погон на подветер перед тем, как делать оверштаг, либо добирать линь через лебедку. Затем на яхтах Cyclades погон убрали, и яхтсмены с этим фактом попросту мирились.

Арка перенесла точку крепления гика-шкота гораздо выше, чем она была раньше, почти на высоту гика. Поэтому, добрав гика-шкот втугую, вы ставите гик практически в ДП, что было бы невозможно при точке крепления например, на уровне палубы или пола в кокпите. Иными словами, на острых курсах вам достаточно набить втугую гика-шкот.

А на полных — надо пользоваться гик-оттяжкой, на которую теперь приходится значительная нагрузка. Как следствие — на яхтах с аркой этот узел выходит из строя чаще, чем раньше. Вместе с тем, как показала практика, сама арка достаточно надежна, и не проявила ни малейших признаков деформации даже при непроизвольной перекидке. Кроме того, гик теперь не испытывает значительных нагрузок на излом. Как следствие, он стал тоньше (а значит, и легче) без риска его погнуть или сломать.

Арка позволила соединить козырек и тент: это положительно сказалось на прочности конструкции, а в щель между ними теперь не задувает и не летят брызги. Кроме того, а арку интегрирован стационарный светильник.

Идея вторая — сделать яхту еще шире.
Идея не нова, и с каждым годом крейсерские яхты сверху все больше и больше напоминают «утюжок». В данном случае добавилась скула во всю длину корпуса, которая позволила сделать пологим кормовой выход, не разваливая ее сверх меры и увеличить восстанавливающий момент при небольших углах крена.
Широкий корпус — выше остойчивость — меньше балласт (и общий вес) — выше энерговооруженность (либо меньше парусность при сохранении энерговооруженности). Конечно, Океанис — яхта круизная, и увеличение ширины корпуса было использовано в основном для увеличения полезного пространства. Шире стал не только кокпит, но и носовая каюта. Крыша рубки, которая также стала значительно шире, теперь плоская, а люки утоплены вровень с поверхностью.

Еще одним новшеством стала широкая купальная открывающаяся платформа. В этом вопросе Beneteau последовало в направлении моды — сейчас так поступают все производители. Всем хочется увеличить пристранство кокпита, сохраняя общую длину яхты. Широкая откидная платформа на Океаниса позволяет, помимо прочего, сидеть за штурвалом как сбоку (так правильнее, но не все об этом знают), так и непосредственно за штурвалом.

Я очень надеюсь, что эта мода пройдет. Признаки обратной тенденции уже можно увидеть: сначала Beneteau добавили возможность заказать платформу с ручным, не электрическим управлением. Затем Jeanneau стали поставлять крупным заказчикам и чартерным компаниям яхты без платформы, так как они слишком часто ломались. Но вполне возможно, что новшество приживется, а мы привыкнем к нему, как например к электрическим стеклоподъемникам на автомобилях. Важно, чтобы производители научились делать платформы по-настоящему надежными. В конце концов, это лишь вопрос дополнительных килограммов смолы, метров стеклоткани и может быть, пары полос нержавейки.

Добавить комментарий