Beneteau разослали интересное исследование: как влияет носовое подруливающее устройство на скорость парусной яхты?
Необходимость исследования объясняется тем, что выдвигающихся подруливающих устройств заявляют о существенном, до одного узла, снижении скорости из-за тоннельного носового подруливающего устройства. В то же время среди верфей распространена версия о незначительном влиянии на скорость. Поэтому Beneteau заказали исследование в конструкторском бюро Berret-Racoupeau.
Исследование проводилось методом компьютерного моделирования, для чего к лобовому сопротивлению яхты было добавлено сопротивление 65% площади входного отверстия тоннеля. Верность подобного подхода подтвердили и другие специалисты по гидродинамике.
Витруальные испытания в бассейне показали среднюю потерю скорости в 0,1 узла. Максимального значения в 0,3 узла потери достигают при скорости ветра от 5 до 7 узлов (см. диаграму). Возмущение потока не оказало серьезного влияния на управляемость, так как оно становилось исчезающе маленьким ближе к перу руля.
Такое среднее значение совпадает с интуитивной оценкой и выражается в том, что в ходе 15-дневного круиза по 6 часов в день в среднем и средней скорости в 7 узлов суммарные потери составят 9 миль, или чуть больше часа хода. Если экстраполировать эти результаты на переход через Атлантику длиной 3 тысячи миль, разница составит порядка 7 часов.
Графики, которые прислала верфь, недостаточно подробные, чтобы можно было на их основе производить какие бы то ни было расчеты, однако хорошо видно, что на остром курсе потери будут ощущаться почти при любой скорости, кроме ветров больше 20 узлов. На галфвинде уже при 7 узлах ветра влияние нивелируется, а на полных курсах его можно считать несущественным при любых ветрах.
Исследование проводилось на корпусе яхты Sense-50. Авторы подчеркивают, что на яхтах меньшего размера влияние тоннельного подруливающего устройства более существенно. И наоборот, при длине яхты больше 50 футов наличие подруливающего устройства оказывает меньшее влияние на скорость.