Сталкиваясь в выбором тросов для яхты, легко запутаться в многообразии брендов, форм и англоязычных описаний, а тем временем все достаточно просто. Для начала разберемся с материалом волокна, поскольку оно определяет свойства троса сильнее, чем все остальное (способ плетения, производитель, дополнительная обработка).
Полипропилен эластичен, но его прочность невысока. Главное достоинство — полипропилен плавает, поэтому применяется для буксирных фалов и спасательнык концов. Главный недостаток полипропилена — его низкая стойкость к ультрафиолету, поэтому концы из этого материала подходят только для эпизодического применения.
Полиамид, PA, известный под торговой маркой нейлон и капрон — это эластичное волокно, которое широко применяется для изготовления швартовых концов. Полиамиды (их там несколько, но отличия не принципиальны) не впитывают воду и обладают хорошей устойчивостью к ультрафиолету. Полиамидное волокно обладает отличной устойчивостью к истиранию и изгибанию, однако плавится при сравнительно невысокой температуре и совершенно нестойко к кислотам. Эластичность, столь ценная для применения в качестве швартовых и буксирных концов, делает полиамид непригодным для изготовления шкотов и фалов. Кроме того, из полиамидных волокон изготавливаются ткани для легких «пузатых» парусов, преимущественно спинакеров.
Полиэстер, PES, который известен под торговой маркой дакрон, а в СССР носил название лавсан — это самое распространенное синтетическое волокно, применяемое на яхтах, из него изготовлено подавляющее большинство тросов. Он стоек к ультрафиолету и истиранию, обладает хорошей стойкостью к изгибанию и не слишком сильно тянется под нагрузкой. Кроме того, полиэстер не слишком дорог, именно поэтому он так широко распространен. Как несложно догадаться, из полэстера изготавливают ткань для парусов, известную как дакрон. Возможно вы удивитесь узнать, что по прочности полиэстер несколько уступает полиамиду.
Следующая большая группа синтетических волокон — это ультра-современные материалы, значительно превосходящие по своим качествам (и, увы, по цене) традиционные синтетические волокна. Разработка большинства этих волокон началась в середине двадцатого века, однако широкое промышленное применение ведет отсчет от рубежа двухтысячных.
Арамид, ароматический полиамид (тварон, кевлар, текнора) — имеет очень ограниченное применение для производства тросов, так как теряет половину своей прочности при намокании и не стоек к ультрафиолету солнечного света.
ПБО (выпускается под торговой маркой zylon) — данное волокно, несмотря на исключительно низкую светостойкость (теряет половину прочности через 24 часа нахождения под прямым солнцем), отличается наименьшим растяжением под нагрузкой и наименьшей пластической деформацией (ползучестью), что делает его незаменимым для производства стоячего такелажа (ахтерштагов, реже вант и штагов).
Жидкокристалличкие полимеры, LCP (торговая марка vectran) — волокно с низкой ползучестью и растяжением, однко не слишком стойкое к ультрафиолету. Вектран плавится только при 330 градусах. Поэтому применяется только в оплетке и как правило в сочетании с другими волокнами.
Сверхвысокомолекулярный полиеэтилен высокой плотности, по-английски UHMD PE (известен под торговыми марками dyneema (дайнима) и spectra (спектра)) — это термопластичное волокно с очень важными и полезными на яхте свойствами. СВМПЭ обладает высокой прочностью, устойчив к ультрафиолету (а также к большинству кислот и щелочей, а также нефтепродуктам), не тянется.
Недостатки СВМПЭ: подвержен пластической деформации (обладает ползучестью), температура плавления невысока (около 150 градусов), и очень скользок (это же является и достоинством). Существует картельное соглашение (не слишком афишируется), согласно которому в Европе продаются тросы из волокна под маркой Dyneema, а в Америке — под маркой Spectra. Они очень похожи по своим свойствам. Тросы выпускаются из волокна Dyneema трех видов: SK75, SK78 и SK90.
Заявлено, что SK78 не ползет (хотя это спорное утверждение), а SK90 по заявлению производителя на 13% прочнее остальных. Тросы из дайнимы применяются для фалов, оттяжек, реже шкотов (в этом случае требуется сращивать его с тросом из полиэстера), так как трос из дайнимы не держится в стопорах и на яхтенных лебедках. Вследствие высокой скользскости тросы из дайнимы плохо держат узлы, однако заплетение сплесней и огонов на них проще, чем на других тросах.