Известный гонщик и чемпион Бен Холл дает исчерпывающий взгляд на то, как должны использоваться бакштаги и почему они могут улучшить гоночные качества и то, как они должны быть установлены и использованы.
(Перевод Павленко Александра из книги North Sails` guide to sail trimming, rig tuning and crew work. Параллельно с тенденцией к применению все более легких дробных типов вооружений, все больше яхт вооружены с применением бакштагов, что позволяет улучшить контроль за вооружением. Первая функция бакштагов на дробном вооружении это обеспечить желаемое натяжение штага. Кроме этого, опытный гонщик может использовать бакштаги также и для контроля за изгибом мачты и формы парусов. Это позволяет получать преимущество в условиях, когда необходимо часто настраивать парусное вооружение при переменчивых ветровых условиях. В соревнованиях высшего уровня, правильное использование бакштагов может означать разницу между лидерами и основным флотом.
Бакштаги могут быть также полезны и на яхтах с топовым вооружением. Хотя они и не влияют на эффективность натяжения штага, но могут использоваться для предотвращения выгибания мачты вперед.
Хотя я рассматриваю преимущественно яхты современного дизайна, было бы неправильно утверждать, что бакштаги имеют значение только для этих проектов лодок. В действительности, любая яхта с дробным или топовым вооружением и с достаточно гибкой мачтой может, получит выгоду от дополнительного контроля мачты при помощи бакштагов. Это может хорошо сочетаться и с раннее выпущенными лодками различных размеров.
Первый шаг в применении бакштагов это сделать их функциональными, удобными для применения на каждом типе лодок. Большинство популярных яхт используют простую систему из блоков и стопоров, которая выводит на основные лебедки. На яхтах больших размеров устанавливают обычно отдельные лебедки для бакштагов. Передаточное усилие 2 к 1 или 3 к 1 наиболее популярно. На больших лодках обычно применяются отдельные лебедки, размещенные обычно позади рулевого, которыми управляет один из членов команды.
Если лодка достаточно небольшая (четверть или мини) то обычно используется система из блоков и стопоров. Для эффективности она должна создавать усилие не меньше чем 16:1 .Есть несколько путей, чтобы добиться такого усилия. Система, которая обычно применяется на минитонниках, выглядит следующим образом (см. чертеж). Поскольку в приведенной схеме magic box создает усилие 8:1 ,но не имеет достаточной длины хода, то основная настройка выполняется через таль соотношением 2:1 и затем точно настраивается через таль 8:1.
При некоторых типах мачт и вооружения одной пары бакштагов оказывается недостаточно для уверенного контроля. В таких случаях применяются также средние бакштаги для контроля за изгибом мачты. Эти бакштаги также дают команде больше контроля за изгибом мачты и формой парусов. Необходимость применения одной или двух пар краспиц зависит от конструкции и гибкости мачты. На бакштагах второго ряда требуется меньшее натяжение, так как они применяются для предотвращения избыточного прогиба мачты. Обычно достаточно тали с усилием 4:1 с подвесным стопором для настройки. Эти бакштаги обычно крепятся к талям верхних бакштагов и набиваются совместно, но должны иметь отдельные стопора для настройки. Один раз отрегулированные, они должны работать согласованно с верхними бакштагами, и требовать лишь незначительной подстройки.
Не имеет значения, какой тип палубного оборудования и блоков вы примените, важно чтобы это позволяло его настраивать при изменяющихся погодных условиях. Несомненно, важно, чтобы команда была в состоянии уметь использовать эти настройки. Для этого необходимо проделать все работы связанные с настройкой, как у причала, так и на ходу добиваясь одинакового натяжения бакштагов левого и правого бортов. Использование маркировки натяжения тоже упрощает работу команды, исключает ненужные совещания.
Помимо самой конструкции бакштагов, большое значение имеет их место крепления к палубе. Так как основное значение бакштагов при дробном вооружении это натяжение штага, то крепление их ближе к ДП наиболее оптимально. Крепление их ближе к бортам требует большего усилия для их натяжения и вытягивает саму мачту на ветер что усложняет настройку данного типа вооружения.
Для сравнения, закрепленные по бортам бакштаги не запрещаются на яхтах с топовым вооружением, так как они не влияют на натяжение штага и не работают как часть несущего нагрузку такелажа. Более важно сделать их удобными в использовании для чего могут быть применены различные варианты крепления их размещения. Также очень важно рассмотреть способы крепления бакштагов к мачте. На большинстве яхт обычно используют проходящий сквозь мачту болт. Концы бакштагов могут крепиться в этом случае как снаружи, так и внутри мачты. Еще один способ, это использование т-образных обжимных наконечников. Очень важно установить всю систему под правильным углом к мачте, не допуская перегибов бакштагов по всей длине троса о стенки мачты и не позволяя тросу самопроизвольно выскакивать из установочного гнезда на мачте.
Третий метод в основном используется на малых яхтах. Трос бакштагов проходит внутрь мачты через специальные отверстия и обычно крепиться вместе с узлом крепления штага или немного выше. Недостатком является трудность контроля крепления и перегибы троса.
Процесс управления одиночными, двойными, а иногда и тройными парами бакштагов может стать кошмаром для нетренированной команды. Поэтому очевидно, что практика есть наилучший путь освоить все приемы управления бакштагами.
На моем 26 футовике, после многих практических занятий моя команда может делать все необходимые операции даже с завязанными глазами.
Обычно, самый легкий член команды покидает место для откренивания и идет вниз на подветер для того чтобы подобрать слабину ненагруженного бакштага. При этом даже если подветренный бакштаг будет слегка морщинить грот, это позволит уменьшить количество веревки выбираемой во время поворота. После этого, во время совершения поворота, освобождается бакштаг бывшим наветренным. Обычно бывает достаточно отдать бакштаг, чтобы он сам не мешал работе грота, благодаря специальной утягивающей системе, но один из членов команды должен быть готов помочь бакштагу растравиться. После поворота, тот член команды, который был с подветра, оказавшись снова на наветренной стороне должен завершить настойку наветренного бакштага до нужного натяжения пока другой член команды занимается настройкой генуи на новом галсе.
В случае движения полными курсами нужно всегда проверять ваши бакштаги перед поворотом, чтобы избежать их попадания за краспицы, что может привести к их поломке и даже аварии. При наличии удобной и надежной системы обычно все проходит гладко. Перед тем как начать поворот через фордевинд, необходимо проверить все тали, чтобы убедиться, что все в порядке. В дополнение, один из членов команды должен быть готов оттянуть все это вперед к мачте, чтобы не препятствовать перемещению гика. Пока рулевой готовит грот к повороту подветренный бакштаг должен быть достаточно подобран, чтобы уменьшить количество выбираемой тали во время поворота. Во время выполнения собственно поворота, один из членов команды должен следить, чтобы все проходило гладко и концы не запутались. Набейте достаточно наветренный бакштаг в момент поворота, пока спинакер ненагружен и завершите окончательную настройку после завершения поворота.
Применение перетягивающей системы помогающей подбирать подветренный бакштаг, помогает команде совершать повороты намного легче и безопаснее. Наиболее распространенный способ, это использование эластичного корда прикрепленного к верхним бакштагам примерно на 30-40 процентах высоты от палубы. Сам эластичный корд проводится вокруг мачты над нижними краспицами. При такой системе, когда наветренный бакштаг натянут, корд будет тянуть подветренный бакштаг вперед и не мешать работе грота. Другой метод, это провести корд через блоки, закрепленные у вантпутенсов.
Третий способ заключается в применении подвесного блока, прикрепленного к ахтерштагу примерно на высоте 3х метров от уровня палубы. Сам шнур крепится к верхним концам талей бакштагов и проводится через блок. Эта система позволяет поднимать вверх подветренный бакштаг и не мешать работе грота. Недостатком системы является то, что при недостаточной слабине подветренного бакштага она может загибать назад заднюю шкаторину грота и этим искажать его форму. Поэтому достоинства и недостатки каждой из систем позволит определить только практика их применения на каждой конкретной лодке.
Бакштаги, разумеется, не есть необходимость для каждой яхты. Но существует достаточно типов яхт, где они могли бы помочь улучшить результаты. В сочетании с правильной системой бакштагов и хорошо обученной командой, применение бакштагов может улучшить качество вооружения многих яхт.