Принципиальное отличие IMS в том, что скоростной потенциал яхты характеризуется не единственным числом гоночным баллом, а полярными диаграммами, представляющими ходовые качества во всем диапазоне курсов и скоростей ветра. Предсказание скорости расчет поляр производится по результатам обмера с использованием компьютерной программы VPP. 3. Расчет гандикапа
В отличие от других систем, IMS предусматривает расчет гандикапа в зависимости от условий конкретной гонки. Таким способом предполагается более справедливо уравнивать шансы яхт: например, тяжелые яхты с небольшой парусностью тихоходны в слабые ветра, но имеют преимущество в сильный ветер. Проигрывая на лавировке, легкие яхты с небольшим килем на полных курсах оказываются вне конкуренции, и т.д. По IMS, гоночный комитет должен предоставить точную статистическую информацию о дистанции и метеоусловиях соревнований, эти данные вводятся в компьютер для расчета времени прохождения дистанции и определения гандикапных поправок для участвующих яхт.
В качестве упрощенного метода, существуют отличающиеся распределением курсов «стандартные дистанции», результаты на которых в диапазоне скоростей ветра 6…20 узлов заносятся в мерительное свидетельство. Олимпийская дистанция состоит из 55% лавировки, 26% бакштага (135 градусов) и 19% фордевинда. На круговой дистанции все направления ветра имеют равную вероятность; в этом случае 25% дистанции приходится на лавировку. Океанская дистанция предполагает большую вероятность полных курсов, и т.д.
Очевидно, что при такой системе точность гандикапирования зависит от достоверности предоставленной погодной информации, что является источником дополнительных погрешностей. При неточных сведениях о дистанции таблица результатов превращается в лотерею. Как следствие недоверие яхтсменов к недостаточно наглядным компьютерным методам. Поэтому в последнее время большее распространение получило применение GPH и уровневые гонки.