SBR (Sport Boat Rule)

Для глиссирующих судов критерий Фруда по длине «не работает». Поэтому появление на дистанциях нового типа «шустрых» яхт, известных как «спортивные лодки» (sportboat) и имеющих несопоставимые ходовые качества, вынудило создать совершенно новую систему обмера SBR. Для этих небольших судов характерны очень высокая относительная длина (6,5 9,5) и энерговооруженность парусами (5,5…6,5), по концепции они больше сродни швертботам. (См. проект «суперскоростного» минитонника «Краля 630» на нашем сайте). В эту обмерную систему также хорошо вписываются недавно появившиеся в России яхты, такие, как «Santer 760» и «Alekstar 767».
Введенные в 2000 г. правила SBR предназначены для одномачтовых однокорпусных спортивных яхт с LOA=5,5…10,0 м, оборудованных асимметричными спинакерами, трапециями для откренивания и т.д. Балласт должен составлять не менее 30% от веса порожнем, причем в гонке подъемные кили и шверты требуется фиксировать в нижнем положении. Введены также ограничения на минимальный вес лодки. Подытоживая сказанное, в современных условиях можно выделить три основные группы современных морских яхт, участвующих в гонках:

Крейсерские яхты, обмеряемые по IRC (CHS), PHRF, IMS-«круйзеры» и т.д., участвующие в гонках с гандикапом.

Гоночные яхты «уровневых» классов ILC, IRM, IMS-«рэйсеры», свободные классы и монотипы, участвующие в гонках гран-при без гандикапа.

Спортивные яхты, обмеряемые по SBR и спортивные монотипы, гоняющиеся отдельной группой. Из используемых в настоящее время обмерных правил и гандикапных систем можно назвать также Scandicap, Americap, PHRF, MORC, Yardstick и т.д. В России все большее число сторонников завоевывает разработанная в Санкт-Петербурге система RS-2000. Предлагаются и совершенствуются новые правила, основанные как на статистических данных, так и на научном анализе динамики парусного судна. Возникает вопрос: стоит ли следовать все появляющимся системам обмера, по своей природе несовершенным и обреченным на недолговечность? Если речь идет о желании участвовать в престижных международных соревнованиях, то придется дать положительный ответ. Культивирование тех или иных систем обмера это вопрос скорее финансовый и политический. Думается, что классификация яхт должна не только «уравнивать шансы» на победу, но и обеспечивать яхтам достаточно долгую спортивную жизнь. Эволюция морских гоночных яхт происходит от сложных «уравнивающих» (IMS и др.) к более простым «типообразующим» системам (IRM). Доказали свою эффективность и получают распространение классы яхт, построенные по принципу «правило ящика» (box rule), когда ограничиваются только основные габаритные размеры, парусность, водоизмещение, применяемые материалы (Volvo Ocean 60). Для стремительно прогрессирующих свободных классов (OPEN 60, 50, 40 и т.д.) существует еще меньше ограничений (как правило, длина корпуса и требования безопасности) что предоставляет огромную свободу конструкторской мысли. С другой стороны, в середине 1990-х недоверие к системам обмера и гандикапирования вызвало появление монотипов (one design) даже среди крупных яхт: Farr 40, Corel 45, Maxi One Design и т.д. Именно с монотипами и свободными классами, не зависящими от «латания лазеек» в обмерных формулах, связаны основные перспективы развития яхтинга. Но это тема для отдельного разговора…

Добавить комментарий