Пошаговая инструкция по правильной приёмке яхты

Пошаговая инструкция для яхтсмена по правильной приемке чартерной яхты
Как правильно принять яхту в чартере
Пошаговая инструкция для яхтсмена по правильной приемке чартерной яхты

Что проверять, принимая яхту в фрахт? На что обращать внимание? Какие позиции проверять, какие просто пересчитывать, а на что можно «махнуть рукой»? Какие вопросы задавать представителю чартерной компании?

Чартерные компании, сдавая яхту, и принимая ее потом обратно, используют собственную ведомость (check-list). Обычно предлагается сначала пройтись по списку, отметить что не найдено, и только потом задать вопросы представителю компании, когда он будет проводить брифинг, объясняя где расположены краны и какие обороты для данного двигателя максимальные.

Вместе с тем, неплохо составить собственный список, чтобы в суматохе (которая обычно предшествует выходу в море) не забыть что-нибудь важное. Лично я не сторонник излишней дотошности, но стараюсь не пренебрегать важным.

Приемку яхты удобнее вести от носа к корме. Я обычно поручаю экипажу расселиться по каютам (и найти спасжилеты и обвязки, они обычно по каютам разложены), чтобы не загромождать кокпит сумками, проверяю чтобы был включен холодильник (при наличии берегового питания), поручаю определиться с продуктами (в это время осматриваю яхту снаружи). Потом перед выходом команды в магазин даю собственный список закупки, оставляя остальное на их усмотрение, и веду приемку опустевшей яхты изнутри.

Нос: состояние якорной лебедки, получается ли отдать цепь вручную, закреплен ли якорь шкертиком к роульсу, привязан ли конец цепи к яхте, промаркирована ли цепь. Наличие сколов на штевне (если есть, фотографирую), состояние носовых уток и релинга. Здесь же — закрутка, нет ли сколов, хорошо ли проведен фал закрутки? Прохожу по обоим бортам, перегибаясь и осматривая борта снаружи. Леерные стойки — чтобы не были погнуты и не болтались сильно. Леера не должны провисать — это кстати один из признаков что стойки погнуты. Тут же пересчитываю кранцы. Осматриваю тузик: если плохо надут, скорее всего травит воздух. Нет ли задиров? Уключины на месте? Если намечен ранний выход, тут же его принайтовываю к палубе. Паруса обычно не осматриваю, мачту — гик смотрю мельком, нет ли чего подозрительного. Состояние веревок? Стопоры — состояние, нет ли сломаных. Лебедки особо не проверяю, смотрю на наличие ручек.

Кокпит: проверяю как вращается штурвал, есть ли люфт, и перехожу к работе приборов. Алгоритм работы смотрю только если не Raymarine и не B&G — с этими всё ясно. Смотрю чтобы анемометр показывал направление и скорость ветра, эхолот — глубину, автопилот — чтобы крутил штурвал (нажимаю +1 несколько раз, +10, затем -1, -10). Если лаг показывает нулевой пробег от сброса, то он скорее всего засорился. Прочистку либо поручаю кому-то бывалому, либо откладываю на потом. Записываю суммарный лаг. Показывает ли измеритель топлива полный бак? Чаще всего погрешность этого прибора такова, что он будет показывать полный бак даже когда там не хватает 50 литров. Поэтому при возврате яхты если льётся подозрительно много топлива, включаю голову, а не лью до горловины. Или потом обращаю внимание работников компании. Обязательно записываю моточасы.

Осматриваю кормовой релинг, срез транца на предмет повреждений, наличие спасательных кругов на релинге, работу фонарика (переворачиванием). Если есть подвесник, завожу его и тут же глушу. Проверяю сколько топлива в баке подвесника. Дальше проверяю кормовые рундуки. Как минимум должны быть: плот (может быть закреплен на крыше рубки или в специальном рундуке на транце), аварийный румпель, второй якорь и цепь к нему, шланг для воды, переходники, кабель берегового питания (если он не на пирсе в данный момент) и наличие переходников, маска-ласты, ведро, швабра (бывает на крыше рубки привязана вместе с багром). Багор иногда прячут в гик — лучше его оттуда убрать, вылетает. Да и не место ему там. Должны быть канистры с соляркой и бензином (если есть подвесник), воронки для залива. Швартовы, весла для тузика.

Переходим к проверке двигателя. Открываем моторный отсек, проверяем уровень масла, антифриз в системе охлаждения. Нет ли подтёков, луж масла под движком. Ремень — чтобы был не лохматым и не провисал. Если сейл-драйв, масло в нём (пузырьки — не страшно, вода или масло белое — проблема). Затем отсоединяем береговое питание, заводим двигатель, проверяем что вода бодро льется из выхлопной трубы, проверяем нет ли рядом дайвера. Проверяем идет ли зарядка электричества. Включаем самый малый вперед, самый малый назад. Оставляем включенным двигатель, проверяем работу якорной лебедки. Затем спускаемся вниз, открываем моторный отсек, осмотр работающего двигателя. При наличии подрульки активируем её и проверяем работу. Глушим движок, возвращаем береговое питание.

Спускаемся вниз, начинаем со штурманки. Для начала сгребаем всё то барахло, которое успели накидать на столик, и строго-строго запрещаем класть туда что-либо. Объявляем штурманку священной территорией. Запрещаем открывать люк над ней. Проверяем судовые документы (регистрация лодки, судовая роль или транзит лог, страховка), карты (обязательно подробные и на весь район) и лоции. Инструменты для прокладки: циркуль и линейка. Карандаш и ластик надо иметь свой. Компас-пеленгатор. Далее следует проверка по длинному-длинному списку, большая часть вещей лежат в районе штурманки. Что надо найти обязательно:

ремкомплект для двигателя: крыльчатку (impeller), ремень (belt) и фильтр;
инструменты: отвертки, ключи, в т.ч. разводные и газовые, пассатижи;
деревянные пробки — глушить кингстоны;
ванторез — это такие большие, метровые кусачки (boit cutter);
огнетушители — обязательно (они по всей яхте)! и показать команде;

Электроника: что у нас есть? Что из этого работает? Если есть незнакомые приборы, узнаём как они работают. И могу ли я без них обойтись? Далее — сколько баков с водой и как переключаются? Есть ли запасная помпа? Проверяем газовую плиту. Затем находим и пересчитываем спасы и обвязки и выходим подышать свежим воздухом. Перед этим включаем все огни. Проверяем. В кокпите проверяем баллон с газом.

Поднимаем пайолы с центре салона и смотрим льяла: есть ли вода, есть ли мусор. Очень важно проверить на отсутствие сколов в районе килевых болтов: это может означать, что был удар килем об дно. При наличии сколов или малейших подозрений на них делаем записи в приемочной ведомости и во время брифинга указываем на них представителю чартерной компании. Просим отчет дайвера.

Когда команда вернулась, первым делом раскладываем продукты. Затем поручаю разложить личные вещи в каюте таким образом, чтобы ничто не упало и не разбилось, а также не намокло. И обязательно провожу туалетный инструктаж. Во время него выясняем, есть ли фекальные танки и как переключаются. Трехмильная зона. Можно звать представителя компании для брифинга, попутно выясняем что осталось непонятным. Указываем, что из инвентарной ведомости не получилось найти. Если есть сколы, неработающие приборы и механизмы, поломки или подозрение на них. Все сколы и царапины на корпусе по мере осмотра фотографирую на телефон. Обязательно узнаём где ноль эхолота (если что можно посмотреть потом самому) и какая осадка?

Можно переходить к краткому инструктажу по технике безопасности и ужину.

Сразу после выхода из марины необходимо открыть паруса и проверить их состояние, проверить заведены ли рифы. Закрутка стакселя должна работать ровно, без рывков, парус должен открываться свободно. Убираем паруса и по возможности встаем неподалеку от марины на якорь для проверки днища яхты: особое внимание нижней поверхности пера руля, передней кромке киля.

Добавить комментарий