Это раньше арка на крейсерской яхте была экзотикой. Теперь арками свои яхты снабжают не только Hunter (страшные конструкции из нержавейки) или Waquiez (про них вообще мало кто знает). Конечно, Bénéteau — главный «виновник» повсеместного распространения арок. Где-то в то же время Shipman стали использовать арки. Пару лет назад подключились Grand Soleil. Теперь вот датчане X-yachts (фото в заголовке).
А ведь никто не заметил, что тем временем на подавляющем большинстве катамаранов погон гика-шкота переехал на крышу. А чем это не арка?
Тенденция очевидна. И лично я могу только поприветствовать эту тенденцию. Поскольку альтернатива — это маленький погон гика-шкота на крыше рубки. Это и неудобно (попробуйте отрегулировать положение гика в бейдевинд), и даже временами опасно (сколько было случаев поломки гика из-за того, что гика-шкот приходит чуть не на середину гика). Кроме того, это значительно ограничивает возможность расширения кокпита (в противном случае грот стал бы совсем маленьким).
Ещё одна альтернатива — погон в кокпите. Удобно, привычно, надёжно. Но это удел яхт с гоночными амбициями, для семейного отдыха такая конструкция представляет опасность. И она лишает нас возможности нести на ходу раскрытым тент.
Противники арки как правило говорят о её ненадёжности. Но весь мой (немаленький) опыт хождения на яхтах с аркой говорит о том, что даже при непроизвольном повороте фордевинд сломается всё, что угодно, кроме арки. На данный момент именно арки — оплот надежности конструкции.
Арка гика-шкота отлично выглядит (если выполнена из композита, а не из стальных труб), позволяет удобно закрепить козырёк над входом в кают-компанию. Для работы с гика-шкотом требуется значительно меньше усилий — вот этот момент я ценю, пожалуй, больше всего. А возможность встать на арку и аккуратно сложить грот в ловушку, отсутствие погонов в кокпите и встроенные в арку колонки аудио-системы — приятный бонус.