Говоря о проблемах с парусным оборудованием, стоит заметить, что постоянная жалоба, которую вам приходиться слышать, это: «Почему новый фал проскальзывает через стопор?» Каждому из нас приходилось добивать новый фал генуи, который «пополз» при увеличении нагрузки. Все стопора веревок вне зависимости от того, какой фирмой они произведены, будут лучше всего работать с тонкой веревкой с диаметром, равным нескольким миллиметрам. Это просто, потому что кулачки стопора должны двигаться меньше назад для того, чтобы зажать 8-мм веревку, а при 10-мм веревке, например, возможно они будут держать не столь эффективно, что и является главной причиной проскальзывания фала. Это в самом общем случае.
Но веревки заменяют намного чаще, чем стопора, поэтому модернизация материалов и конструкции яхты привела к уменьшению диаметра веревки с течением лет. Сейчас типичный грота-фал на 35-футовой яхте может оказаться 8-мм веревкой Spectra/Dyneema, в то время как первоначально на впервые установленном палубном оборудовании он был сделан из терилена, его диаметр соответствовал примерно 10 мм или чаще даже 12-14 мм, и размер стопора подбирался под эти значения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сейчас стопор не удерживает 8-мм веревку. Чтобы решить проблему дешево и просто, перед тем, как сделать срочный заказ новой панели со стопорами для фалов, попросите такелажника обшить тканью участок внешней поверхности отрезка фала, контактирующего со стопором, чтобы «увеличить» в этом месте диаметр веревки и стопор смог ее удержать. Дополнительным преимуществом данного метода является то, что в результате фал будет служить дольше; когда заметите, что ткань износилась, и зажим стопора ее не удерживает, просто замените ее. Не забывайте пришивать второй и третий участки дополнительного покрытия на грота-фал, когда грот опускается ниже при рифлении.
Как это ни странно, но такелажники утверждают, что фал Spectra/Dyneema может растягиваться или проскальзывать в стопоре, когда вы идете в лавировку под сильно нагруженными кевларовыми парусами. То есть получается, что в системе «фал-парус» фал оказывается более слабым звеном. Если вы наверняка знаете, что фал растягивается или слегка сползает при плавании против ветра (возможно, из-за того, что он новый), для регулировки натяжения фала сделайте маркировку на обтекателе штага и передней шкаторине стакселя с помощью рулетки, но потом доберите фал сильнее, чем нужно, чуть повыше контрольной пометки начального положения на обтекателе так, чтобы он под нагрузкой встал на нужную в данных условиях позицию.